Загрузка

IP-коммуникации станут конкурентом ТВ и радио

3 ноября 2005

 
Накануне десятой юбилейной конференции по IP–телефонии и IP–коммуникациям, которая будет, как обычно, организована компаниями CompTek и CTI, CNews провел небольшое блиц-интервью. Об основных этапах развития этого сегмента телекоммуникационного рынка, о его основных тенденциях и перспективах развития рассказали в интервью корреспонденту CNews генеральный директор компании CTI Игорь Масленников, главный специалист компании «Тарио Коммьюникейшн» Герман Мызовский, директор по продажам мультисервисных услуг "РТКомм.РУ" Илья Федорушкин и старший вице-президент «Компания ТрансТелеком» Алексей Рокотян.

CNews: Ежегодная конференция по IP-телефонии проводится в десятый раз. Около 10 лет развивается и это направление в России. Каковы основные вехи становления IP-телефонии в нашей стране, как менялись форма и содержание этого бизнеса?

Игорь Масленников: В “доисторическую эпоху”, до 1994 года в основном велись лабораторные исследования по передаче голоса в пакетных сетях, через год наступил интернет-бум, появились бесплатные «интернет»-клиенты - Vocaltec Internet Phone, CuSeeMe, Microsoft NetMeeting. Все это было предысторией появления на рынке первого коммерческого шлюза IP-телефонии - Vocaltec Telephony Gateway в 1996 году. За ними начали работать первые российские операторы IP-телефонии через аналоговые шлюзы (1997), а затем и через цифровые (1998). С 1999 года начался закат эпохи Vocaltec, массовое распространение шлюзов Cisco в среде ISP и альтернативных операторов, «легализация» IP-телефонии как телематической службы. Самые распространенные бизнес-модели в то время - предоплаченные карточки, терминация.

Игорь Масленников: По технологической оснащенности мы не сильно отстаем.

Дальнейшая ретроспектива может быть представлена следующим образом: в 2000 году карточная IP-телефония становится массовой услугой на потребительском рынке, появляется высокая конкуренция операторов IP-телефонии, начинает развиваться IP-телефонный транзит как самостоятельный бизнес. В 2001 – первые коммерческие поставки IP-PBX и IP-телефонов, развитие бизнесов предоплаченных карточек, терминации и транзита. С 2002 года появляются идеи пограничных контроллеров сессий, Мера (MVTS) – «русский софтсвич», первые попытки «хостинга» IP-телефонных сервисов на базе Cisco CallManager. В 2003 году количество выданных лицензий на IP-телефонию составляет около 7 тыс., а ряд операторов IP-телефоннии («Зебра», «ОСС», «Тарио» и др.) становятся крупными предприятиями, операторов, не занимающихся IP-телефонией, практически не осталось. Получает распространение термин IP-коммуникации. Начало процесса изменения регулирования отрасли связи в России - 2004 год, - рост неопределенности по отношению к будущему IP-телефонии в России, внедрение первых SIP платформ абонетских сервисов («Комстар», «Телфин» и др.). С 2005 года продолжается процесс регулирования связи в России, у всех перед глазами феномен Skype.

Герман Мызовский: Основные этапы развития IP-телефонии можно воскресить в памяти, обратившись к архивным записям и пролистав программы предыдущих конференций. Каждый год в ходе обсуждения актуальных вопросов участники конференции непроизвольно выделяли доминирующую тему. Так или иначе, на становление IP-телефонии влияли традиционные субъективные и объективные факторы. Всегда поднимались темы государственного регулирования и текущего состояния рынка инфокоммуникаций. Технические вопросы, как правило, были связаны с появлением новых аппаратных и программных решений для нашего бизнеса.

Для массового потребителя IP-телефония была и остается по большей части "карточной" услугой дальней связи. Единственное важное изменение, отмечаемое нашими абонентами - это повышение качества связи и надежности работы системы. Некоторые дополнительные услуги, предоставляемые операторами в рамках "карточной платформы", были приняты рынком, некоторые отвергнуты, но в целом представление об услуге не менялось годами.

Между тем, несколько лет назад голосовые IP-коммуникации стали проникать в корпоративные сети. Развитие качественного интернета подхлестнуло интерес, как производителей оборудования, интеграторов, так и поставщиков услуг к борьбе за нового потребителя. Ярким примером компании, работающей на корпоративном рынке, являются Comptek и CTI - бессменные организаторы конференции. Впрочем, этот рынок тоже можно назвать консервативным.

Герман Мызовский: Для массового потребителя IP-телефония была и остается по большей части "карточной" услугой дальней связи.

Существенные изменения формы и содержания бизнеса мы можем ожидать в самом ближайшем будущем. Движущей силой станет новый класс индивидуальных потребителей, обладающих теперь широкополосным доступом к сети. Вероятно, передача голоса и дальняя связь не будут играть доминирующую роль в новом пакете услуг.

Илья Федорушкин: Все начиналось даже более 10 лет назад со звонков РС-2-РС, но как бизнес IP-телефонию стали рассматривать только с момента появления операторов «Инкомтел», «Тарио» и «Ринотел», благодаря которым звонки начали попадать в ТфОП. Появились услуги на базе карточных платформ, которые вывели IP-телефонию на новый неосвоенный рынок. Однако на тот момент времени (вплоть до 2000 года) качество связи было крайне низким. Это и подорвало доверие клиентов к технологии и только сейчас, с усилением Российского сегмента интернета и активной миграцией VoIP трафика в MPLS сети, многие клиенты поняли, что качество уже не является препоной для перехода на IP-телефонию. Когда московские «карточные» операторы поняли, что можно собирать трафик не только в Москве, они начали разрабатывать и внедрять партнерские программы, которые позволяли региональным операторам заниматься «карточным» бизнесом в регионах.

Так начал развиваться межрегиональный рынок, когда московские операторы оптом получали трафик из регионов и перепродавали его западным операторам. Некоторые поняли, что, несмотря на высокую прибыльность «карточного» бизнеса, необходимы большие вложения на поддержку клиентов, распространение услуг, рекламу, в то время как для простого транзита трафика достаточно иметь гейткипер и биллинг, а в некоторых бизнес-схемах еще и присоединение к ТфОП для терминации трафика от операторов.

В 2000 году технологией заинтересовались и начали внедрять на своих сетях крупные операторы голосовой связи, что можно считать началом активной миграции голосового трафика с TDM на VoIP. До этого момента под IP-телефонией основной массой пользователей понималась технология, позволяющая осуществлять дешевые звонки. В 2002-2003 годах технологией заинтересовались корпоративные пользователи, и именно с этого момента можно отсчитывать историю дополнительных услуг (Value Added Services или VAS). Начали продаваться Центры обработки вызовов любых типов (Contact Center), унифицированная почта (Unified Messaging), программные УАТС (IP PBX) и т.п.

В 2005 году в России появились первые полноценные услуги IP-Centrex на базе мощных софтсвитчей 5-го класса, и, что характерно, оба оператора («Комстар» и «РТКОММ»), вышедшие на этот рынок, выбрали одну и ту же платформу – Broadworks производства компании Broadsoft – признанного мирового лидера рынка софтсвитчей 5-го класса. Причем один и тот же продукт позволил операторам работать в совершенно разных сегментах рынка – на частном и корпоративном («Комстар») и на операторском («РТКОММ»), когда IP Centrex предоставляется операторам в аутсорсинг. Сегодня уже нельзя рассматривать IP-телефонию как независимую технологию – имеет смысл рассматривать ее как часть IP-коммуникаций, где голос просто один из сервисов, построенных на базе IP-протокола. И совершенно правильно конференция уже с прошлого года стала называться «Конференция по IP-телефонии и IP-коммуникациям». Возможно, в следующем году IP-телефония из названия конференции исчезнет совсем.

Алексей Рокотян: Если говорить кратко, то, зародившись как дешевая и не всегда легальная альтернатива традиционной дальней телефонии, сегодня IP-телефония начинает становиться тем, чем она, судя по всему, и будет в ближайшем будущем – голосовым приложением мультисервисных сетей. IP-телефония переболела детскими болезнями в технической сфере, сейчас дело дошло и до бизнеса.

CNews: Если говорить о тенденциях развития рынка IP-телефонии и IP-коммуникаций, что общего у России с другими странами, где это направление уже достаточно зрелое? Насколько сильно отставание?

Игорь Масленников: По технологической оснащенности мы не сильно отстаем. А различие состоит в том, что в развитых странах, прежде всего в США, скандинавских странах и странах ЮВА IP-технологии считаются очень важными, чуть ли не основой экономики и уж точно – то, чем надо заниматься, за чем будущее. У нас бытует представление, что IP-коммуникации – это не очень серьезно по сравнению с существующими телекоммуникациями, что это игрушка и дело далекого будущего. Это очень опасное заблуждение, потому что такая позиция это самое будущее отодвигает. Т.е. она обрекает нас на принципиальное отставание от развитых стран. И еще. Развитие IP-телефонии, IP-комуникаций – это вопрос развития широкополосного доступа, прежде всего. А с этим мы как раз сильно отстаем от развитых стран – общее количество широкополосных IP-подключений по стране у нас измеряется сотнями тысяч, а в США, например – десятками миллионов. В пересчете на душу населения – разница огромная.

Герман Мызовский: У России нет никакого "третьего пути" в сфере инфокоммуникаций. Единственной национальной особенностью является, пожалуй, лишь неохватная территория нашей страны и неравномерное развитие регионов. В целом же, во всех странах развитие систем связи проходит по одному и тому же сценарию. Сначала государство ликвидирует дефицит инфраструктуры, затем происходит демонополизация отрасли, и на рынке начинается борьба независимых операторов.

На этот процесс накладывается текущее развитие технологий в области связи. Двадцать лет назад в США уже был рынок операторов связи, но коммерческое оборудование для IP-телефонии появилось менее десяти лет назад. В нашей стране айпивизация голоса обогнала процесс демонополизации отрасли связи, отчего возникли известные правовые и экономические аномалии.

Если мы и отстаем от других стран, то только по уровню развития широкополосного доступа. Государственное стимулирование построения кабельных и беспроводных сетей индивидуального доступа будет сигналом для поставщиков оборудования и услуг.

Илья Федорушкин: Российский рынок готов к получению услуг в рамках IP-коммуникаций, однако есть один самый важный сдерживающий фактор – слабое развитие широкополосного доступа в России. Уверен, что скорость роста рынка IP-коммуникаций будет напрямую зависеть от проникновения широкополосного доступа в каждый дом. Еще один немаловажный фактор – слабая информированность потребительского рынка о возможностях услуг, причем не с технической, и даже не с функциональной точки зрения, а с точки зрения клиента, насколько его жизнь улучшится и какие проблемы решит. Современные технологии ушли настолько далеко, что потенциальный клиент не понимает, на каком языке с ним разговаривают многие компании, предлагающие услуги IP-коммуникаций. Что предложить клиенту: «интеллектуальную систему обработки любого типа входящих вызовов на основе задаваемых правил» или «доступность всегда и везде»? Вот в чем вопрос!

Илья Федорушкин: Сегодня уже нельзя рассматривать IP-телефонию как независимую технологию.

Алексей Рокотян: Рынок телекоммуникаций достаточно интернационализирован в силу особенностей самой отрасли. Поэтому те же тенденции, что есть на развитых рынках, начинают просматриваться и в России. IP-коммуникации в широком смысле этого слова – то направление, в котором движется весь мировой телеком. Наша страна – не исключение.

Разница, впрочем, конечно есть и определяется она национальными условиями – законодательством, уровнем развития инфраструктуры, конкуренцией… Тут не все просто. В силу меньшего развития телекоммуникационной инфраструктуры и особенностей регулирования IP-коммуникации рассматриваются часто как угроза традиционным представителям отрасли. Хотя на самом деле, защититься от прогресса можно только одним способом – быть впереди, а не «отсиживаться в окопах». От прогресса (в широком смысле – технологического, прогресса в способах ведения бизнеса) уйти нельзя.

Что касается отставания от развитых стран – в сфере IP-коммуникаций оно пока не очень значительное, но ситуация может ухудшиться при неправильном регулировании.

CNews: Какими вы хотели бы видеть IP-коммуникации через 5, 10 лет в России? Настолько велика точность таких прогнозов?

Игорь Масленников: Я бы хотел видеть российские инфокоммуникации «локомотивом» российской экономики, основным средством ее развития и повышения конкурентоспособности страны на мировой арене. Для этого, на мой взгляд, есть предпосылки. Но чтобы это стало реальностью, нужна политическая воля, нужен соответствующий набор целей на уровне государства и создание условий для ускоренного развития отрасли. Причем это не означает, что государство должно само чего-то делать, чего-то финансировать и т.д. – государство должно лишь установить такие правила игры, чтобы конкуренция была свободной.

У нас достаточно умных и активных людей, способных развивать свой бизнес и отрасль вместе с ним. Вспомните пример сотовой связи – именно изначально конкурентность этого рынка позволила ему в короткий срок стать таким большим – сегодня абонентская база российских сотовых сетей уже перевалила за 100 млн., и я что-то не помню, чтобы кто-то жаловался на то, что приходится стоять в очереди за сотовым телефоном, что есть нетелефонизированные районы и т.д., как это до сих пор происходит с традиционной телефонией, которая до сих пор практически монопольная. Или вспомните IP-телефонию – она у нас в стране развивалась очень быстро, потому что рынок этот был также изначально конкурентным и не сильно зарегулирован.

Герман Мызовский: Через несколько лет техническая составляющая IP-коммуникаций не будет иметь выраженных региональных особенностей. Все желающие получат индивидуальный доступ к сети или, по крайней мере, возможность такого доступа за приемлемую цену. Недавно было объявлено, что два города: Сан-Франциско и Филадельфия получают стопроцентное покрытие Wi-Fi (причем в Сан-Франциско доступ бесплатный). Высокоскоростной стационарный и мобильный интернет перевернет представление об услуге. Как я уже отмечал, у России нет другого пути, кроме как следовать мировым тенденциям.

В новых условиях рынок инфокоммуникаций ждут коренные изменения. Пакеты интерактивных услуг станут основой бизнеса интернет-компаний. Минуты [дальней] телефонной связи подешевеют настолько, что отойдут на второй план. Вероятно даже, что дальняя связь станет бесплатной и будет дополнением к широкому и интересному набору услуг.

IP-коммуникации будут реально конкурировать с телевидением и радио в борьбе за внимание аудитории. И в результате выиграют.

Илья Федорушкин: Посмотрите современные фильмы или почитайте книги о будущем – вот главный источник информации. Когда-то ковер-самолет и зеркальце из сказки о спящей красавице были волшебством, выдумкой. А теперь никого не удивить вертолетами и поисковыми веб-системами. А если серьезно, то будущее IP-коммуникаций можно определить тремя направлениями: универсальность доступа (использование любых сред доступа к услугам), универсальность интерфейса (все услуги предоставляются с использованием одного устройства – «коммуникатора») и мобильность (независимо от того, где человек находится, он получает весь спектр услуг).

Алексей Рокотян: Надеюсь, что «детские болезни» будут преодолены не только в технологии…

Алексей Рокотян: Хотелось бы видеть IP-коммуникации в виде широко распространенных IP-сервисов, достаточно современной телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей пользователям широкополосный доступ в зависимости от их потребностей и возможностей.

Надеюсь, что «детские болезни» будут преодолены не только в технологии, но и в регулировании, в способах ведения бизнеса, во взаимодействии операторов. Телекоммуникационный, или, точнее, инфокоммуникационный сервис – это объект продажи, а не просто производственная функция какой-то инфраструктуры. Насколько эти прогнозы реальны – покажет время. Будем оптимистами!

Источник информации: www.cnews.ru

к списку новостей