CeBIT 2005: В пользу бедных
Производители сотовых телефонов радуют глаз потребителей все новыми и новыми новинками мобильной индустрии. На проходящей сейчас в Германии культовой выставке CeBIT все крупнейшие компании отметились оригинальными аппаратами, предлагая их будущим счастливым обладателям с легким сердцем расставаться со старьем с чисто символической доплатой в 700-800 USD.
Фонарик в подарок
Однако мне, как пользователю разнообразных телефонных аппаратов, бросается в глаза одна неприятная особенность. Во всех предлагаемых новинках я не смог найти чего-то действительно нового. Стандартный подход телефонных корпораций таков: купив наш аппарат вы становитесь также обладателем великолепной цифровой камеры или видеоплеера, или радио, или фонарика, или игровой приставки.
Много
Фотоаппаратом на телефоне петербургского мобильного потребителя давно не удивишь. Поэтому байками о полноценности таких камер уже никого не провести. То же касается и весьма многообещавших года три назад мобильных игр на платформе java. Вдоволь наигравшись "бесплатными дополнениями" к своим аппаратам уже недели через две и закачав в них все мелодии, которые бы хотелось, потребитель начинает использовать телефон исключительно как средство коммуникации, постепенно приходя к мысли о том, что явно переплатил за набор ненужных ему функций.
Стагнация
Что же касается качества дисплеев и динамиков, как бы не нахваливали их производители во всегда удачных телевизионных рекламах (еще бы, с такими-то бюджетами!), звук мобильной "бригады" или гимна Советского Союза вы никогда не спутаете со звучанием камерного оркестра. А на меркнущие на солнце дисплеи потребители и специалисты уже просто махнули рукой и сравнивают их уже только по той или иной степени потери яркости.
Даешь мегапиксели
Объективно, за последний год ни один сотовый телефон на массовом рынке не продвинулся по своим основным показателям ни на шаг, нажимая в основном на мегапиксели и мегабайты. И это на самом передовом рынке планеты, когда устаревшим считается уже телефон трехмесячной давности! Абсолютно ничего нового не появилось и культивируемой ранее идее "мобилизации" жизни, когда телефоны активно связывали с компьютерами, сигнализациями и холодильниками. По этому показателю, изобретение технологии bluetooth конца 90-х стало едва ли не последним в ряду.
Глобализация
Одной из версий такой стагнации может быть пресловутая глобализация. Смешно скажете вы? Нет, вообще-то я не против глобализации, и никогда в акциях ее ярых противников не участвовал. Но, превратившись в бизнес если не полностью убыточный, то едва выходящий из рамок рентабельности, производство сотовых телефонов в последние годы сливалось и поглощалось, размещало производство в Китае и Малайзии, сокращая расходы. Так, срочный заказ 100.000 принципиально новых дисплеев и установка их в соответственно небольшую партию экстра новинок, будет убыточной. Поэтому крупные корпорации заказывают сразу 10 млн обычных дисплеев и вставляют их потом в следующие 8-10 моделей.
Под сукно
Молодые и ищущие могут после размещения такого заказа, изобрести хоть какой угодно революционный дисплей, но размещать заказ на него до того, как будет реализована предыдущая многомиллионная партия крупные корпорации просто не будут – куда же потом им девать старые? Не зарплату же ими менеджменту платить. Вот и кладутся под сукно немеркнущие на солнце дисплеи, полноценные динамики и ультрасовременные материалы для корпусов.
Уловки маркетологов
Потребителю же продолжают втюхивать под видом новинок модели, например, не в серебряно-синем, а в черном корпусе плюс еще функция громкой связи. И этой мой любимый производитель, который первым выпустил в массовую серию едва ли не до сих пор самые технологичные телефоны c blutooth! А погоня лидера рынка сотовых телефонов за новинками дизайнерской мысли чего стоит? Я не против стильного дизайна, но я же не картину покупаю, а средство связи. А ничегошеньки нового по этому параметру они как раз и не делают.
Крик души
Вывод: обмен сотового телефона раз в полгода на "более продвинутый", в том числе и по цене, не только не оправдан с потребительской точки зрения, но и наоборот лишает телефонные корпорации стимула искать что-то новое. Покупая "новую" модель за 300-500 USD вы отдаляете картинки из фильмов про будущее в собственном быту. Сходите в магазины подержанных телефонов и сравните стоимость функций, которые вам действительно необходимы, с ценой новых телефонов. Вы будете приятно удивлены, уверяю вас.
Лебедев Денис, Деловой Петербург