Загрузка

Siemens и Motorola теряют рынок мобильников

15 февраля 2005

Компания IDC подвела итоги четвертого квартала 2004 г. на российском рынке мобильных телефонов. Прежние темпы роста потеряли такие вендоры, как Siemens и Motorola, а наиболее сильные позиции в четвёрке лидеров заняли Nokia и Samsung. Как и прежде, двигателем рынка оставались регионы, и в IDC верят, что темпы их роста не снизятся и в 2005 году. Тем не менее, не все розничные продавцы телефонов разделяют эту точку зрения.
По мнению аналитиков, последний квартал можно считать ключевым для этого сектора рынка в целом, не был исключением и 2004 г. Продажи быстро росли и, по данным IDC, за последний квартал было продано более 8,6 млн. аппаратов. По словам исследователей, сохранялись наметившиеся в начале года тенденции повышения нижней границы ценовых категорий и роста рынка моделей среднего ценового диапазона. Возникнув в Москве и Санкт-Петербурге, они распространились и на регионы. Высокие показатели отмечены и в категории дорогих моделей. В группу основных поставщиков вошли Siemens, Motorola, Samsung, Nokia, Sony Ericsson и LG, причём доли каждого из первой четвёрки колеблются в диапазоне 21–18 %, а остальных — менее 10%.

Siemens и Motorola, боровшиеся за лидерство на протяжении всего 2004 года, в четвертом квартале потеряли прежние темпы. Их доли рынка в двух крупнейших городах снизились, но особенно заметно падение было на региональных рынках.

Продажи, подгоняемые новогодним ажиотажем, росли, и в секторе дорогих моделей наиболее сильные позиции в четвёрке лидеров заняли две торговые марки — Nokia и Samsung. Nokia удалось вернуть успех, представив несколько дорогих привлекательных моделей, а Samsung устойчиво наращивала продажи в течение всего года. Особенно успешно компания действовала в регионах, где завоевали популярность её модели начального уровня.

По оценкам IDC, несколько снизилась доля Sony Ericsson, в то время как позиции LG снова улучшились.

Как в двух крупнейших городах, так и в регионах доля рынка, принадлежавшая шести ведущим поставщикам, сократилась. Это отражает нарастающую, по мере выхода на рынок новых игроков, конкуренцию, и рост продаж Pantech, оттеснившей Philips с седьмого места в списке лидеров.

«Рынок характеризовался падением доли всех четырёх моделей, лидировавших в предыдущем квартале, — отметил Саймон Бейкер, руководитель программы исследований IDC по рынку мобильных телефонов в регионе CEMA. — Samsung принесли успех ставшие особенно популярными на региональных рынках модели X100 и C100/110, а модель начального уровня Nokia 1100 вышла на пик популярности только к завершению жизненного цикла»,

Данные российских операторов свидетельствуют о том, что только в декабре количество новых абонентов превысило объём продаж телефонов за весь четвертый квартал, и разрыв между их количеством и числом проданных мобильных телефонов постоянно увеличивается, Однако в первом квартале 2005 г, на рынке наступит некоторое затишье, вызванное, отчасти, продолжительными новогодними каникулами, прогнозируют специалисты. Устойчивый рост в регионах продолжится.

Салоны связи называют разные оценки объемов российского рынка мобильных телефонов за 2004 год. Так, по данным компании «Евросеть», количество сотовых телефонов, проданных через розничные сети в России в 2004 году, составило 30,32 млн. штук (из них в Москве — 6,1 млн. шт., в Санкт-Петербурге — 1,9 млн. шт., в регионах — 22,3 млн.шт.). Прирост объема рынка розничных продаж сотовых телефонов в России в 2004 году по сравнению с 2003 годом составил около 13 млн. шт. или 76%.

Считая, что общемировые продажи сотовых телефонов составили 671 млн. шт., доля России за 2004 год составила 4,5%. Причем в четвертом квартале 2004 года, считая, что общемировые продажи составили 194 млн. шт. и продажи телефонов в России, по мнению нашей компании, — 9,94 млн. шт., доля России составила 5,1%. А объем «серого» рынка сотовых телефонов, по оценкам «Евросети», в 2004 году составил 9% от общего объема продаж телефонов России и достиг 2,7 млн. шт. При этом компания «Евросеть» в декабре 2004 года заняла долю продаж в 22,5%,

"В России, по нашей оценке, ритейлом в 2005 году будет продано 34,2 миллиона сотовых телефонов или 5% от всех мировых продаж, — говорит Татьяна Гуляева, PR-директор «Евросети». Средняя цена телефона в ритейле, по оценкам компании, в 2005 году составит $150. Увеличение средней цены телефона в 2005 году связано с положительным вектором общей экономической обстановки в стране, увеличением доли продаж телефонов в кредит, где средняя стоимость телефона значительно выше и компенсацией потерь продавца от уменьшения вознаграждения от продаж контрактов.

«Таким образом, рынок розничных продаж телефонов составит $5,1 млрд., то есть он вырастет по сравнению с рынком 2004 года на 18,6%», — подчеркивает г-жа Гуляева. При этом доход розничных продавцов в 2005 году от продаж телефонов при той же, что и в 2004 году, торговой наценке составит $454 млн. долларов и будет на $71 млн. или на 19% выше, чем в 2004 году. «Это не может компенсировать потери дохода от продаж контрактов, и поэтому, для компенсации уменьшения вознаграждения от продаж контрактов, торговая наценка для телефонов должна быть 11,5%, или почти на 1,5% выше торговой наценки на телефоны в 2004 году, — полагают в „Евросети“. — Поэтому доход от продаж телефонов в 2005 году составит $519 млн.».

«По оценкам нашей компании, в 2004 году в России было продано 27 млн. телефонов стандарта GSM, — говорит Анна Свердлова, руководитель PR-отдела сети „Связной“. — Группой компаний „Связной“ в 2004 году было реализовано 2,6 млн. телефонов (включая оптовые продажи). По итогам 2004 года, рыночная доля сети центров мобильной связи „Связной“ в России составила 8%, а в Москве и Московской области — 17%». По оценкам маркетологов «Связного», в 2005 году в России будет продано 33 млн. телефонов GSM, из которых 5,5 млн. единиц будет продано в сети «Связной». «Таким образом, мы рассчитываем, что наша доля рынка составит 17%», — подчеркивает г-жа Свердлова.

«По нашим оценкам, объем рынка в 2004 году составил 24 млн. телефонов, — говорит Оксана Хрусталь, PR-менеджер компании „Техмаркет“. — В 2005 году эта цифра увеличится до 32–33 млн. телефонов».

По мнению маркетологов «Техмаркета», в продажах телефонов стоит отметить ощутимый рост средней стоимости продаваемого телефона: в салонах компании за год он составил около $32, а сейчас средняя стоимость продаваемого в этой сети телефона составляет $160. Наибольший темп роста средней стоимости телефона был отмечен в четвертом квартале. В 2005 году эта цифра еще более приблизится к $200. Рост продаж телефонов в компании «Техмаркет» в 2004 году в ценовой категории от $200 до $300 составил 3%, в категории свыше $300 — 2,5%.

"В наших магазинах в 2004 году средняя цена телефона превышала $150, - говорит Татьяна Москалева, руководитель PR-службы Dixis. - Наибольшее увеличение средней цены происходило в Москве и Санкт-Петербурге – в конце 2004 года этот показатель составил $222,32 и $166,15 соответственно. В регионах динамика менее значительная, но, тем не менее, рост наблюдается и там. И это на фоне того, что политика ценообразования компании за год довольно сильно изменилась в сторону снижения цен. На наш взгляд, происходит это во многом потому, что пользователи, попробовав простейшие аппараты, начинают «желать большего» - более качественных экранов, более чистого звука, расширения возможностей. То есть приобретается больше новинок, цена на которые выше, чем у аппаратов, находящихся в продаже какое-то время. Кроме того, развитие операторских услуг также приводит к большей востребованности аппаратов с максимальным набором функций".

В «Техмаркете» перспективы роста региональных рынков оценивают не так высоко, как в IDC. «В Москве в 2005 году будет наблюдаться остановка темпов роста в абсолютном выражении, рост региональных рынков будет постепенно снижаться, — говорит Оксана Хрусталь. — Доля продаж в Москве по сравнению с регионами уменьшится с 35% в 2004 году до 30% в 2005 году. Рынок замещения в Москве составит в 2005 году порядка 80%, в регионах — порядка 30–40%. Спрос смещается в сторону более дорогих моделей, наиболее активно увеличивается доля моделей ценового сегмента от $100 до $200 при снижении доли моделей бюджетного уровня».

Источник информации: CNews.ru

к списку новостей