Загрузка

Сотовые телефоны погружаются в surround sound

15 февраля 2005

Разве те металлические звуки, которые издает сотовый телефон, могут привести кого-нибудь в трепет? А как насчет телефонов нового типа, способных создать впечатление, будто тебя обволакивает успокоительный звук лесного ручья?

Недавно в Японии поступили в продажу мультимедийные телефоны, наделенные технологией трехмерного звука британской компании Sonaptic. Контента для них пока мало — игра в рыбалку да горстка мелодий и видеоклипов, — но сама технология обещает впечатляющий прогресс в области аудио для мобильных телефонов.

Разработчики этой компании уже создали технологию 3D-аудио для Xbox и теперь намерены наделить аналогичным качеством звучания мобильные телефоны, несмотря на все их ограничения. «Телефон нужно держать в руке, поэтому его экран должен быть маленьким, для каких бы целей он ни применялся, — говорит управляющий директор Sonaptic Дэвид Монтит. — С его помощью трудно произвести впечатление, но если улучшить качество аудио, можно добиться гораздо большего».

Компания рассчитывает завоевать долю рынка мультимедиа для сотовых телефонов, который быстро расширяется, особенно в Европе и Азии, где высокоскоростные сети получили большее распространение, чем в США. Компании открывают все больше служб потокового видео и загружаемой музыки, а доходы от мобильных игр неуклонно растут уже несколько лет.

Технология Sonaptic основана на дисциплине, называемой психоакустикой, которая изучает механизмы взаимодействия звуковых волн с человеческим ухом с целью создания звуковых эффектов.

Традиционный стереозвук образуется посредством смешивания звуковых волн от двух динамиков, что создает иллюзию промежуточного положения источника звука. Системы домашних театров с аудиосхемами 5.1 или 7.1 используют тот же трюк, смешивая волны от всех динамиков для создания эффекта обволакивающего звука.

Метод Sonaptic, как и другие подобные технологии, основан на изучении того, как наше ухо и мозг определяют местонахождение источника звука по форме и силе звуковых волн. Алгоритмы компании искусно видоизменяют звуковые волны таким образом, чтобы они интерпретировались мозгом как поступающие из разных мест.

На практике это означает, что сотовый телефон с двумя миниатюрными динамиками может создавать иллюзию звука, окружающего слушателя. При испытаниях новых японских телефонов в CNET News.com такая иллюзия поддерживалась очень хорошо, даже когда телефон удаляли на расстояние двух-трех метров или переворачивали. Не менее убедительный эффект обволакивающего звука получается и при использовании высококачественных наушников.

Наиболее очевидными приложениями данной технологии компания считает игры, видеоклипы и музыку. Хотя сейчас она предназначена для сотовых телефонов и встраивается в японские мобильные микросхемы, ее можно применять и в портативных аудиоустройствах типа МР3-плееров, игр или видеплееров.

Аналитик IDC Дэвид Линсалата считает, что новая технология особенно подойдет для специальных приложений, таких как игры, где люди привыкли к высококачественному звуку. «Достижения в области аудио помогут обогатить мультимедиа, повысить качество мобильной музыки и создать более впечатляющие игры, — говорит он. — Но когда эти технологии получат более широкое распространение, должны появиться новые способы их использования и новые ожидания».

Линсалата отмечает, что в отдельных случаях технология Sonaptic может дезориентировать людей. Например, тому, кто сидит рядом с играющим или слушающим музыку в автобусе, может показаться, что он попал в перестрелку или оказался в концертном зале. Как и в случае телефонов с фотокамерой, 3D-аудио может стать технологией, которая потребует создания нового этикета.

Ожидается, что на будущей неделе Sonaptic представит новую версию своей технологии на конференции в Аризоне.

Источник информации: ZDNet

к списку новостей