В ближайшие год-полтора уровень проникновения сотовой связи в России приблизится к среднеевропейскому.
По словам вице-президента по маркетингу МТС Михаила Сусова, сегодня Россия является одним из самых динамичных рынков сотовой связи в мире. По последним данным, количество пользователей сотовой связи в нашей стране превысило число абонентов фиксированных линий почти вдвое (на 96%) и составило 73,9 млн. абонентов.
Г-н Сусов отметил, что сегодня 36% рынка сотовой связи занимает компания МТС и 35% — «ВымпелКом», при этом последний обогнал МТС по приросту количества абонентов в 2004 году, но уступил по вхождению в регионы. «МегаФон» увеличил количество своих абонентов до 13,6 млн., и его доля составляет сейчас 18% российского рынка. По предварительным оценкам, выручка операторов сотовой связи составила в 2004 году $7,9 млрд. По утверждению г-на Сусова, уровень проникновения мобильной связи в среднем по России вырос до 51%. При этом в Москве и Санкт-Петербурге он составил 99% и 89% соответственно. Он считает, что проникновение достигнет 77%, что, в свою очередь приведет к увеличению количества абонентов до 112 млн. Выручка составит $ 10 млрд. По мере насыщения рынка к 2007 году количество пользователей в России приблизится к среднеевропейскому уровню и составит 80–90% населения. В тоже время доход от одного абонента снизится: ARPU стабилизируется на уровне $7-8. Борьба операторов за абонентов уже сегодня привела к массовому внедрению «бюджетных» тарифов, в результате которого уровень доходов оператора в расчете на одного пользователя снизился на 20%. Наибольшие усилия операторов будут направлены на сохранение абонентской базы, и это, скорее всего будет реализовано за счет использования CRM.
Среди тенденции 2005 года г-н Сусов отметил изменение системы взаиморасчетов между операторами до CPP: платит только звонящий. На рынке появится несколько виртуальных операторов MVNO. "Если удастся решить проблемы неопределенности законодательства, то эти проекты будут не менее успешными, чем опыты украинских коллег с продуктом djuice", - считает он. Однако, по его мнению, ситуацию на российском рынке может осложнить выход зарубежных операторов: orange, Vodafone или China Mobile. Для того чтобы противостоять этим игрокам, российским операторам, скорее всего, придется создавать стратегические альянсы, наиболее очевидным из которых пока выглядит союз "МегаФона" и "ВымпелКома". При этом российские операторы, с одной стороны, будут сопротивляться зарубежным компаниям, а с другой - «захватывать» рынки стран СНГ и, возможно, некоторых европейских государств. В таких условиях региональные операторы окажутся неконкурентоспособными, и их доля будет сокращаться в пользу «Большой тройки».
Г-н Сусов также отметил, что в планах Мининформсвязи - выдача к концу 2005 года первых лицензий на 3G. Однако пока нет ясности в плане стоимости лицензии и способах проведения аукциона. Внедрение связи третьего поколения потребует от участников рынка готовности делить сетевой ресурс и наличия доступных терминалов. В тоже время, по мнению г-на Сусова, отсутствие достаточного количества контента ставит под угрозу потребность в 3G услугах, а значит - и саму идею внедрения 3G в России.
Участники форума «Маркетинговые стратегии в сфере телекоммуникаций — Россия» признали, что рынок телекоммуникаций растет в России впечатляюще быстро. Конкуренция между операторами фиксированной связи в условиях либерализации рынка растет. По прогнозам компании Probe Group, к 2008 году Россия станет самым крупным рынком IP-телефонии в Европе.
В рамках форума «Маркетинговые стратегии в сфере телекоммуникаций — Россия», работа которого завершится сегодня, были представлены доклады специалистов ведущих телекоммуникационных компаний (в основном — зарубежных). В мероприятии приняли участие представители 23 международных операторов связи. Были проанализированы возможности привлечения новых клиентов, дана информация, на каком сегменте клиентов лучше строить свою маркетинговую стратегию и как удержать клиентов. На конференции были оценены возможности оптимизации маркетинговых стратегий операторами связи и сервисными провайдерами, описан опыт использования стратегий привлечения клиентов и возможности максимизации доходов от новых клиентов. Среди основных тем форума — понимание и сегментация клиентской базы, стратегии привлечения клиентов, программы лояльности и стратегии удержания клиентов, ценообразование, а также управление взаимоотношениями с клиентами.