Загрузка

Сотовые операторы заинтересовались Wi-Fi

27 января 2005

Сотовые операторы, до сих пор не спешившие участвовать в развитии технологии беспроводного доступа Wi-Fi, начинают интересоваться этим рынком. В ближайшие месяцы "ВымпелКом" и МТС обещают запустить в коммерческую эксплуатацию зоны беспроводного доступа в Интернет.

Первые хот-споты появились в России еще в 2003 г. Но по-настоящему массовой услугой Wi-Fi-доступ пока не стал. В мире количество хот-спотов перевалило за 100 000, в России же, по данным исследовательской компании J’son & Partners, их всего около 250, в том числе 170 - в Москве.

В последнее время технологией Wi-Fi начали интересоваться крупные российские операторы. Например, в октябре 2004 г. о планах развертывания 200 точек доступа объявил "Комстар - Объединенные ТелеСистемы". Но сотовые операторы до сих пор оставались в стороне от Wi-Fi. "Все GSM-операторы построили по несколько хот-спотов, но пока они находятся в тестовой эксплуатации", - отмечает аналитик J’son & Partners Анна Орлова. Ее коллега из ACM-Consulting Александр Шатиков связывает это с тем, что "у сотовых компаний еще нет понимания, насколько перспективен этот бизнес". А старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова отмечает, что сотовики всегда подходили к новым технологиям с осторожностью.

Но сейчас ситуация начинает меняться. Как рассказала "Ведомостям" пресс-секретарь "ВымпелКома" Юлия Остроухова, уже в марте компания может запустить первые коммерческие хот-споты. "Wi-Fi будет скорее имиджевой услугой, поддерживающей основной брэнд", - считает она. Поучаствовать в развитии Wi-Fi намерена и МТС. "Внедряя эту технологию, сотовый оператор накапливает опыт и имидж, которые будут очень полезны с точки зрения будущего внедрения услуг второго с половиной и третьего поколений, - объясняет директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. В ближайшее время, по словам Нефедова, его компания утвердит схему развития направления Wi-Fi.

Несколько осторожнее относятся к Wi-Fi в "МегаФоне". По словам пресс-секретаря компании Марины Белашевой, "МегаФон" одним из первых запустил хот-споты в Петербурге (сейчас в Северной столице их 10), а затем открыл еще два хот-спота в Самаре. Однако на этом решено временно остановиться. "Надо понаблюдать за поведением пользователей, накопить статистику. Окончательного решения [о том, открывать ли новые зоны доступа] пока не принято", - говорит Белашева.

Впрочем, московский "МегаФон" уже решил, что хот-споты открывать не будет. "Установка оборудования - это скорее бизнес владельцев помещений, где создается зона беспроводного доступа (бизнес-центры, кафе, аэропорты и т. д.), чем оператора", - объяснил "Ведомостям" коммерческий директор сети "МегаФон-Москва" Сергей Бешев. Но и совсем устраняться от Wi-Fi здесь не намерены. По словам Бешева, столичный "МегаФон" не против выступить одним из звеньев в системе платежей за Wi-Fi-соединения, а также согласен участвовать в дистрибьюции услуги. По его мнению, в перспективе сотовые операторы вполне могут рассчитывать на 15-20% доходов всех участников зарождающегося рынка Wi-Fi.

Эксперты считают интерес сотовых операторов к Wi-Fi закономерным. "На Западе хот-споты развиваются во многом именно благодаря сотовым компаниям", - отмечает Оксана Панкратова. По мнению Александра Шатикова, операторы могли бы сами собирать деньги с конечных пользователей, а затем расплачиваться с хозяевами инфраструктуры. Панкратова напоминает, что сотовики обладают внушительными финансовыми ресурсами и способны быстро построить необходимую инфраструктуру. "Технология Wi-Fi уже становится востребованной и может оказаться для операторов даже более интересной, чем услуги третьего поколения, на которые пока нет спроса", - считает она.

Другие операторы беспроводного доступа в Интернет согласны, что вовлечение сотовых компаний в бизнес Wi-Fi серьезно ускорит развитие этого рынка. "Рынок претерпит существенные изменения", - убежден гендиректор компании "МедиаСети" Игорь Хромов. Если организовать Wi-Fi-доступ через мобильные телефоны, будет проще решить, например, проблему с идентификацией пользователей со счетов сотовых абонентов. "Пока речь идет не о получении доходов, а о создании критической массы хот-спотов, и вопрос в том, кто быстрее освоит этот рынок", - указывает директор по маркетингу "Комстара" Дмитрий Дронов. Он допускает, что сотовые операторы могут занять существенную его долю, но "Комстар" не намерен уступать рынок конкурентам.

Источник информации: Ведомости

к списку новостей